...

Трактор Т10М (Т-10) базовая модель ЧТЗ



Поделиться

О переходе на трактора типа Т10

С июня 2002 года завод перешел на выпуск нового семейства модернизированных тракторов типа Т10 (маркировка базовой модели тракторов этого типа - Т10.0000). Тракторы нового семейства - это результат 4-х- летней работы Челябинского тракторного завода по повышению качества, технического уровня, надежности и унификации своих предшественников: тракторов Т-170М1 и Т-10.02. Реализация накопленных технических решений позволила перейти на выпуск более совершенного трактора Т10. Решая задачу существенного повышения технического уровня, улучшения потребительских свойств и показателей, разработан и реализован комплекс мероприятий:заменен поплавковым К-125Л

  1. Увеличенная до 180 л.с. мощность двигателя при повышенном запасе крутящего момента до 25% позволяет эффективно использовать землеройные агрегаты. Возможность работы двигателя на различных видах топлива (дизельное, керосин, газоконденсат) делает трактор и агрегаты на его базе весьма эффективными в различных регионах. В зависимости от условий эксплуатации на трактор могут устанавливаться дефорсированные двигатели мощностью 140 и 170 л.с. Запуск двигателей пусковым двигателем П-23У или прямой электростартерный. Предусмотрена возможность комплектации предпусковым подогревателем.

  2. Применение на этом тракторе новой подвески в виде балансирной балки с микроподрессориванием взамен рессоры позволяет рационально использовать массу ходового аппарата, включающегося в работу при заглублении отвала бульдозера, увеличивая давление режущей кромки на грунт, что позволяет эффективно использовать агрегат на плотных грунтах.

  3. Удлиненная ходовая часть (на тракторе установлена 6-катковая тележка вместо 5-катковой на тракторах Т-170М1 и Т-10.02) существенно улучшает тяговосцепные свойства, что в совокупности с двигателем увеличенной мощности позволяет повысить производительность бульдозерно-рыхлительных агрегатов до 20%. Имеется устройство для регулировки колеи, что позволяет уменьшить износ деталей ходового аппарата. Вместе с тем сохранен выпуск тракторов с 5-катковыми тележками. Для работы на слабых почвах выпускаются тракторы с увеличенной длиной опорной поверхности на грунт (7-катковыми тележками) и уширенными колеей и башмаками гусениц (болотоходные тракторы).

  4. Два типа трансмиссии: усовершенствованная механическая трансмиссия, в механизмах поворота которой применены диски трения с металлокерамическими накладками вместо асбестовых, что существенно повышает срок службы механизмов и увеличивает межрегулировочный период, или трехскоростная реверсивная гидромеханическая трансмиссия с гидросервированным управлением позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.

  5. Трактор оборудуется кабиной с круговой обзорностью, в которой устанавливается вентиляционно-отопительная система повышенной эффективности. По желанию заказчика кабина может оснащаться дополнительным масляным отопителем или кондиционером, аварийным люком на крыше. Тракторы могут комплектоваться устройством защиты тракториста при опрокидывании и от падающих предметов (ROPS-FOPS). По желанию заказчика возможен выпуск тракторов в бескабинном варианте, с тентом, с аварийным люком в кабине и пр.

  6. Тракторы типа Т10 оснащаются высокопроизводительным землеройным оборудованием. Применяются различные типы бульдозерных отвалов: прямой, полусферический, сферический для сыпучих грунтов (угольный), поворотный. Создано бульдозерное оборудование для оснащения болотоходных тракторов. Однозубый и трехзубый рыхлители позволяют эффективно разрабатывать мерзлые и скальные грунты.

  7. Для использования на лесозаготовительных работах, в дорожном и промышленном строительстве тракторы могут оснащаться специальными тяговыми лебедками типа ЛТ 25.

  8. На специальной базе тракторов типа Т10 изготавливаются трубоукладчики ТР12 и ТР20, грузоподъемностью 12,5 и 20 тонн, со стрелами длиной 7 и 9 метров.

  9. На базе тракторов Т10 завод может изготавливать целый ряд машин различного назначения (под прицепной кран КП-25, экскаватор траншейный цепной, баровую установку и др.), в том числе и под конкретного заказчика.

Работы по дальнейшему совершенствованию тракторов типа Т10 и агрегатов на их базе продолжаются. В 2003 году планируется выпуск промышленной партии тракторов Т10 с вынесенной вперед точкой крепления гидроцилиндров с последующим полным переходом на эту модернизированную конструкцию трактора НО.

Для правильной и безопасной эксплуатации тракторов Т10 они комплектуются вновь разработанной эксплуатационной документацией. В помощь занимающимся ремонтом издана «Инструкция по разборке и сборке трактора Т10».

С переходом на производство тракторов Т10 применена новая система маркировки моделей.

Каждой модели трактора присваивается условное обозначение, состоящее из буквенных и цифровых индексов:

Т10 X X X X X XX
1 2 3 4 5 б 7
  1. принадлежность к семейству тракторов Т10

  2. буквенный индекс:

    Б — трактор болотоходной и трубоукладочной модификации.


  3. индекс мощности дизеля типа Д180:

    0 — 180 л.с.;
    1 — 170 л.с.;
    2 — 140 л.с.


  4. индекс типа трансмиссии:

    0 — гидромеханическая;
    1 — механическая;
    2 — гидромеханическая с механизмами поворота в масле;
    3 — механическая с механизмами поворота в масле.


  5. индекс ходовой системы:

    0 — 6 опорных катков;
    1 — 5 опорных катков;
    2 — 7 опорных катков;
    3 — облегченная, 5 опорных катков;
    4 — облегченная, 6 опорных катков.


  6. индекс системы пуска дизеля:

    0 — электростартерная;
    1 — пусковой двигатель;
    2 — пусковой двигатель, система предпусковой тепловой подготовки, дополнительный отопитель кабины;
    3 — пусковой двигатель, предпусковой жидкостный дизельный подогреватель;
    4 — пусковой двигатель, дополнительный отопитель кабины.


  7. индекс назначения:

    0 — без прицепного устройства, приспособлен под установку бульдозерного и рыхлительного оборудования;
    1 — с жестким прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования;
    2 — с маятниковым прицепным устройством, приспособлен под установку бульдозерного оборудования;
    5 — базовый трактор трубоукладчика;
    6 — трактор для сельскохозяйственного производства с задней навесной системой;
    7 — трактор для сельскохозяйственного производства с подъемно-прицепным устройством;
    8 — трактор для сельскохозяйственного производства с маятниковым прицепным устройством;
    9 — базовый трактор погрузчика;
    10 — базовый трактор экскаватора траншейного цепного (ЭТЦ) с бульдозерным оборудованием;
    11 — болотоходный трактор с шестискоростной механической трансмиссией, с маятниковым прицепным устройством, не приспособлен под установку бульдозерного оборудования;
    12 — с жестким прицепным устройством, с валом отбора мощности, не приспособлен под установку бульдозерного оборудования;
    13 — базовый трактор экскаватора траншейного цепного;
    14 — базовый трактор прицепного крана КП-25;
    15 — базовый трактор под установку тяговой лебедки ЛТ 25 и бульдозерного оборудования.

Например: трактор Т10.0000 (базовая модель) - это трактор с дизелем типа Д180 мощностью 180 л.с., с гидромеханической трансмиссией, тележками ходовой системы с шестью опорными катками и электростартерной системой пуска дизеля

Двигатель

Основные изменения в функциональности серии Т10-М по сравнению с предыдущими моделями заключаются в применении на тракторах более мощных двигателей с существенно увеличенным крутящим моментом. Если оценивать моторную часть на Т-10 М, то, использующийся четырехтактный дизельный двигатель Д180, имеет систему турбонаддува и несколько уровней мощности (140, 170 и 180 л.с.) с двухступенчатым воздухоочистителем. Кроме того, в зависимости от конкретной модификации двигатель может иметь различную систему запуска: электростартерную или карбюраторную.

Устанавливаемый тракторный двигатель Д180 может работать, как на дизельном топливе, так и на газоконденсате или на керасине. Для того чтобы имелась возможность эксплуатации трактора в различных климатических условиях предусматривается использование специальных средств и подогревателей.

Технические характеристики двигателя
Модель Д180.111-1 (Д-160.11)
Тип двигателя Четырехтактный дизельный, с турбонаддувом, многотопливный
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) 132 (180) при 1250 об/мин (индекс мощности - "0")
103 (140) при 1070 об/мин (индекс мощности - "2")
Запас крутящего момента, % не менее 25
Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/кВт (г/л.с.ч) не более 218 (160)
Количество цилиндров 4
Рабочий объем, л 14,48
Диаметр цилиндра, мм 150
Ход поршня, мм 205
Система охлаждения жидкостная
Воздухоочиститель двухступенчатый: первая ступень - мультициклон с автоматическим удалением пыли, вторая ступень - бумажные фильтрующие элементы
Система смазки комбинированная с полнопоточным фильтром со сменными бумажными элементами
Система пуска электростартерная (индекс "0") или пусковой карбюраторный двигатель (индекс "1")

Тракторы Т10М с двигателем ЯМЗ

В целях расширения номенклатурных возможностей, с учетом запросов и предпочтений потребителей, ЧТЗ осваивает выпуск модификаций тракторов Т10М с двигателем Ярославского моторного завода ЯМЗ 236Н-3. Двигатели ЯМЗ имеют широкое распространение и выпускаются массово. Развитая инфраструктура по обеспечению этих двигателей запасными частями и ремонтом делают машины и агрегаты, в которых они применяются в качестве силовой установки, предпочтительными для потребителей. Эти двигатели обладают рядом преимуществ: высокая надежность, хорошие удельные мощностные и экономические показатели, высокая степень унификации, широкая применяемость. ЧТЗ во втором полугодии 2004 г. выпустил несколько десятков товарных тракторов Т10М с двигателями ЯМЗ 236Н-3 и будет наращивать их производство.

Тракторы Т10М с двигателем ЯМЗ выпускаются только с гидромеханической трансмиссией. Ресурс двигателей ЯМЗ 236Н-3 при установке на тракторы Т10М ожидается даже более заявленного изготовителем, т.к. они (двигатели) не загружены на полную мощность. С помощью специального ограничителя двигатель отрегулирован на эксплуатационную мощность 140 кВт (190 л.с.). Номинальная частота вращения коленчатого вала - 1800 об/мин. Удельный расход топлива этого двигателя - 215 г/кВт ч. В систему обозначений моделей тракторов Т10М вводится дополнительный индекс «6» обозначения дизеля ЯМЗ 236Н-3.

Например: модификация базовой модели трактора Т10М (Т10М.0000) с дизелем ЯМЗ 236Н-3 имеет обозначение Т10М.6000.

Трансмиссия

Применение трансмиссии двух типов: гидромеханической и усовершенствованной механической позволяют потребителю сделать выбор в зависимости от конкретных условий и требований.

Гидромеханическая трансмиссия

Гидромеханическая трансмиссия, обеспечивает автоматическое бесступенчатое регулирование тягового усилия и скорости в зависимости от тягового сопротивления. В ней используется главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы, применяемые в механической трансмиссии.

Технические характеристики гидромеханической трансмиссии
Гидротрансформатор трехколесный одноступенчатый
Коробка передач планетарная, трехступенчатая, реверсивная с переключением под нагрузкой
Фрикционы многодисковые, постоянно замкнутые, сухого трения, с гидросервированным выключением
Тормоза ленточные, сухого трения
Главная передача коническая с круговым зубом
Бортовые редукторы двухступенчатые
Максимальные тяговые усилия и скорости движения холостого хода базовой модели Т10.0000
Передача вперед назад
скорость, км/ч тяговое усилие, кН скорость, км/ч
I 3,61 151 4,48
II 6,40 142 7,94
III 10,09 83 12,51

Механическая трансмиссия

Муфта сцепления постоянно замкнутая, сухого трения, гидросервированная
Коробка передач четырехвальная с шестернями постоянного зацепления, обеспечивает восемь скоростей вперед и четыре - назад.
Выпускается в вариантах, приспособленных и неприспособленных под установку вала отбора мощности и ходоуменьшителя.
Трансформируется в шестискоростную блокировкой первой передачи нормального и ускоренного диапазонов (для части комплектаций тракторов болотоходной модификации)

Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у гидромеханической трансмиссии.

Максимальные тяговые усилия и скорости движения тракторов с механической трансмиссией с двигателем мощностью 180 л.с. (при номинальной частоте вращения коленчатого вала)
Передача вперед назад
норм. диапазон ускор. диапазон скорость, км/ч
скорость, км/ч тяговое усилие, кН скорость, км/ч тяговое усилие, кН
I 2,58 142 3,07 122 3,01
II 3,57 103 4,25 85 4,18
III 5,20 67 6,20 54 6,06
IV 8,70 35 10,40 27 10,20

Несущая система

Необходимая жесткость несущей рамы обеспечивается сварной пространственной конструкцией, включающей корпуса бортовых фрикционов, лонжероны коробчатого сечения, бампер, коробку балансирной балки. Рама болотоходной модификации имеет удлиненные лонжероны.

Ходовая система

Тележечная. Подвеска тележек - полужесткая трехточечная с жесткой балансирной балкой и микроподрессориванием. Применение такой подвески позволяет рационально использовать массу ходового аппарата при работе с бульдозерным оборудованием и более эффективно, по сравнению с традиционной рессорной подвеской, использовать бульдозерный агрегат, особенно на плотных грунтах.

Количество опорных катков с каждой стороны 6 (индекс "0")
5 (индекс "1")
7 (индекс "2")
Количество поддерживающих катков с каждой стороны 2
1 (индекс "3")
Механизм натяжения гидравлический
Ширина башмака гусеницы, мм 500
690
900 (болотоходный)
460 (облегченный, индекс "3")
Шаг, мм 203
Высота грунтозацепа, мм 65
Удельное давление на грунт, МПа 0,076

На рамах гусеничных тележек из труб прямоугольного профиля установлены опорные и поддерживающие катки, натяжное колесо и механизм сдавания гусеницы.

За базовую принята гусеничная тележка с шестью опорными и двумя поддерживающими катками (вместо традиционных для тракторов ЧТЗ тягового класса 10 пятикатковых). Применение шестикатковых тележек существенно улучшает тягово-сцепные свойства и повышает производительность бульдозерно-рыхлительного агрегата.

На "болотоходных" тракторах, предназначенных для работы на слабых грунтах, применяются семикатковые тележки и башмаки гусениц шириной 900 мм, что обеспечивает значительно сниженние удельного давления на грунт в сравнении с базовыми модификациями.

Семикатковые тележки применены и на тракторах, используемых в качестве базы под трубоукладчики ТР12 и ТР20 и под прицепной кран КП-25.

Гидравлическая система

Раздельно-агрегатная гидравлическая система с насосом шестеренного типа. Конфигурация гидросистемы в зависимости от устанавливаемого навесного оборудования. Основной гидронасос шестеренного типа НШ-100 установлен на двигатель и имеет привод от его шестерен распределения.

Номинальное давление в системе, МПа 16
Давление настройки предохранительного клапана, МПа 18 - 20
Гидроцилиндры передней навесной системы:
диаметр гидроцилиндра, мм 100
диаметр и ход штока, мм 60х800
Гидроцилиндр перекоса отвала:
диаметр гидроцилиндра, мм 160
ход штока, мм 200
Гидроцилиндр рыхлителя:
диаметр гидроцилиндра, мм 160
ход штока, мм 450

Полнопоточный фильтр с фильтрующими элементами "Реготмас" имеет тонкость очистки 25 мкм и установлен на трассе слива.

Гидрораспределитель Р160, трехзолотниковый, трехпозиционный.

Кабина

Каркасная, установленна на виброизолированной платформе, имеет современный дизайн. Большая площадь остекления, удобное расположение органов управления, подрессоренное сиденье, регулируемое по весу и росту оператора, отопитель калориферного типа, солнцезащитные шторки и др. обеспечивают повышенную комфортность при работе. На изготовленной в травмобезопасном исполнении панели приборов установлены указатели и сигнализаторы, позволяющие оператору контролировать работу всех основных систем трактора. Защитный каркас кабины (ROPS-FOPS) защищает оператора при опрокидывании и от падающих предметов. По заказу потребителя может быть оснащена кондиционером

Электрооборудование

Номинальное напряжение, В 24
Генератор переменного тока 966.3701, мощность, кВт 1 с выпрямителем и электронным регулятором напряжения
Аккумуляторные батареи: 6СТ-182ЭМС, шт. 2
Стартер 251.3708, мощность,кВт 8,2

Заправочные емкости, л

Топливный бак 300
Система охлаждения 60
Система смазки двигателя 32
Коробка передач и задний мост:
гидромеханической трансмиссии
механической трансмиссии

90
50
Бортовой редуктор (каждый) 12
Гидравлическая система 100

Габаритные размеры

Габаритные размеры тракторов Т10М всех модификаций и комплектаций укладываются в железнодорожный габарит.

Базовая модель имеет габариты:

  • Длина = 4210мм
  • Ширина = 2480мм
  • Высота = 3250мм
  • Колея = 1880мм
  • База = 2880мм

Колея тракторов болотоходных модификаций - 2280 мм. Ширина - 3230 мм.
База тракторов с гусеничными тележками:

  • пятикатковыми - 2517 мм
  • семикатковыми - 3225 мм.

Масса

Масса серийных моделей тракторов семейства Т10М находится в диапазоне 14100 - 16760 кг:

  • базовая модель = 15990 кг
  • облегченный трактор = 13000 кг
  • база под трубоукладчик = 17700 кг
Трактор Т-10М – это собирательное понятие промышленных гусеничных тракторов, принадлежащих к тяговому классу 10.

Серийное производство тракторов серии Т-10 стартовало в июле 2003 года. В результате огромной инженерно-конструкторской работы удалось разработать высокоэффективную модель нового трактора Т-10 М, который сейчас выпускается более чем в 80 модификациях с различными особенностями и комплектацией.

В зависимости от конкретных эксплуатационных условий и требований на тракторах серии Т-10М используется трансмиссия двух видов: гидромеханическая или более совершенная механическая.

Трактор Т10-М может интенсивно использоваться для выполнения самых различных работ при любой погоде, обеспечивая эффективную, комфортную и безопасную работу с возможностью совместного применения бульдозерной техники.

...
...