...
Бульдозер Б12 (Б-12)  ↓

Бульдозер Б12 (Б-12) ЧТЗ



Поделиться

Продолжая развитие и совершенствование семейства тракторов Т10М, завод разработал и с февраля 2005 года начал осваивать товарный выпуск бульдозерно-рыхлительных агрегатов Б12 на базе трактора Т12.

Тракторы Т12 являются дальнейшей модернизацией тракторов типа Т10 в части улучшения тягово-сцепных свойств за счет увеличения мощности, массы, опорной поверхности. Благодаря повышенным мощности и тяговым показателям он относится к тяговому классу 15.

Бульдозерно-рыхлительные агрегаты Б12 предназначены для выполнения больших объемов землеройных работ в широком диапазоне температур окружающего воздуха и разработки различных грунтов, в том числе мерзлых и скальных, а также повышенной влажности.

Ниже приведены основные технические решения, реализованные на тракторах Т12.

  • В качестве энергетической установки применен шестицилиндровый V-образный турбонаддувочный дизель ЯМЗ-236-Б-4 номинальной мощностью 230 л. с. при 1800 об/мин. Удельный расход топлива - не более 162 г/л.с.ч. Двигатель устанавливается на резиновых амортизаторах.

  • Трансмиссия - гидромеханическая с планетарной трехскоростной реверсивной коробкой передач, обеспечивающей три передачи вперед (максимальные скорости движения по передачам - 3,42; 6,07 и 9,57 км/ч) и три назад (4,25; 7,54 и 11,87 км/ч).

  • Учитывая возросшие тяговые усилия (максимальное по сцеплению с грунтом - 224 кН), особое внимание уделено повышению надежности бортовых редукторов.

  • Двухступенчатые бортовые редукторы выполнены в виде отдельных модулей. Первая ступень - пара цилиндрических шестерен, вторая ступень - планетарный ряд. Общее передаточное число 19,63 (у Т10М - 14,79) обеспечивает высокие тяговые усилия при значительном уменьшении нагрузок на все элементы силовой передачи (трансмиссии).

  • Гусеничные тележки монтируются и прокачиваются на осях, закрепленных непосредственно на корпусе бортовых фрикционов, что исключает передачу через них нагрузок на бортовые редукторы. Балансирная балка соединена с тележками шарнирно.

  • Увеличена на 200 мм колея трактора (2080 мм), что позволяет применять башмаки гусеницы шириной 560 или 690 мм.

  • Увеличена длина опорной поверхности на грунт до 3180 мм за счет установки тележек гусениц с семью опорными катками. Катки выполнены на подшипниках скольжения.

  • Ведущее колесо со съемными трехзубыми сегментами, замена которых при износе не требует разборки трактора.

  • Большое количество мероприятий, направленных на обеспечение высокой надежности трактора, реализовано также, практически, во всех его узлах и системах.

  • В усовершенствованной кабине созданы комфортные условия работы оператора.

Испытания тракторов Б12 в сравнении с тракторами Б10М показали, что на грунтах II и III категорий техническая производительность их на 62 - 64 % больше, при уменьшении расхода топлива на 12 - 15 % при расчете на один кубометр разработанного и перемещенного грунта.

Базовый трактор имеет маркировку Т12.6020, а бульдозерно-рыхлительные агрегаты Б12.6020. Трактор Т12.6020 и агрегаты на его базе предназначены для выполнения больших объемов землеройных работ в широком диапазоне температур окружающего воздуха от +45° до -50° С и разработки различных грунтов с малой несущей способностью (болото, снежный покров, оттаявший мерзлый грунт и др.). Учитывая характер использования тракторов Т12, в его конструкции использованы как технические решения, апробированные на тракторах Т10М, так и оригинальные разработки по важнейшим системам трактора.

Реализация высоких тяговых усилий обеспечивается существенными изменениями в конструкции ходовой системы трактора. Колея трактора увеличена на 200 мм (2080 мм), что позволяет устанавливать башмаки гусеницы шириной 560 или 690 мм. Длина опорной поверхности на грунт увеличена до 3182 мм за счет установки тележек гусениц с семью опорными катками на подшипниках скольжения.

На этот трактор устанавливается 6-цилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-236Б-4, размерностью 130х140 мм с номинальной мощностью 230 л.с. при 1800 об/мин. Двигатель оснащен турбонаддувом и жидкостно-масляным теплообменником для охлаждения масла. Удельный расход топлива не более 162 г/л.с.ч, а относительный расход масла на угар 0,5% от расхода топлива.

Двигатель установлен на раме трактора на амортизаторах. Вентилятор "толкающего" типа обеспечивает необходимый температурный режим охлаждающей жидкости двигателя и масла трансмиссии за счет "обратного" потока воздуха, в результате чего уменьшается засоряемость радиаторов и тепловая нагрузка на кабину в летнее время года. При необходимости, в холодное время года может быть установлена крыльчатка вентилятора прямого потока.

Тракторы Т12 оборудуются реверсивной гидромеханической трансмиссией (ГМТ), обеспечивающей три передачи вперед (максимальная скорость движения по передачам 3,42; 6,07 и 9,57 км/час) и три назад (максимальная скорость движения 4,25; 7,54 и 11,87 км/час). Трехколесный гидротрансформатор с активным диаметром 410 мм и повышенным до 2,95 (против 2,2 у трактора с двигателем Д-180) коэффициентом трансформации скомпонован в едином корпусе с редуктором, обеспечивающим привод гидронасосов систем трактора, а также возможность независимого отбора мощности на различные агрегаты (например, тяговые лебедки).

Планетарная пятирядная коробка передач соединена карданом с ведомым валом гидротрансформатора и крепится на передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Конструкция планетарной коробки передач в основном идентична применяемой на тракторах типа Т10.

Применение силовой установки с двигателем ЯМЗ и новым гидротрансформатором широко опробовано на промышленных партиях тракторов типа Т10М (Т-10М).

Теоретическая (расчетная) характеристика трактора представлена на рисунке. Совмещение характеристик элементов моторно-силовой установки выполнено таким образом, что увеличенные тяговые усилия трактора при необходимых значениях скоростей движения на рабочем ходе при бульдозерно-рыхлительных работах могут выполняться на первой передаче с высоким значением коэффициента полезного действия ( КПД гидротрансформатора не менее 0,8).

Автоматическая приспособляемость силовой передачи к внешним нагрузкам в широком диапазоне их значений освобождает оператора от необходимости переключения передач в период рабочего хода агрегата, который в большинстве случаев выполняется на I передаче. Это, в сочетании с сервированным управлением трактором и навесными орудиями, существенно облегчает условия труда оператора и обеспечивает увеличение производительности агрегата.

Балансирная балка шарнирно соединена с тележками, связывая их в единую систему, что повышает надежность составных частей, а также осей качания тележек.

Повышена надежность бортовых редукторов. Прокачка тележек относительно осей, вынесенных из зоны бортовых редукторов, дала возможность убрать раскосы тележек, обеспечить лёгкий монтаж-демонтаж бортредуктора, исключает передачу на них нагрузок от навесного оборудования при копании и перемещении грунта, увеличивая надежность этих важнейших узлов трансмиссии.

Бортовые редукторы выполненны в виде самостоятельного узла (модуля), позволяющего устанавливать его целиком на раму трактора.

Это двухступенчатые механизмы: первая ступень - цилиндрическая пара шестерен, вторая - планетарный ряд. Повышенное до 19,63 передаточное число бортредукторов (у Т10 - 14,79) позволяет обеспечить увеличение тягового усилия при значительном уменьшении нагрузок, действующих на все элементы силовой передачи (в т. числе бортовые фрикционы и тормоза, коническая передача и др.). Ведущие колеса с секторами, замена которых при износе не требует разборки трактора.

Уплотнение узла обеспечивается самоподжимными шайбами типа Duo Cone (такого же типа уплотнения используются и в катках и натяжных колесах ходовой системы).

Большое количество мероприятий, направленных на обеспечение высокой надежности машины, реализовано практически во всех узлах и системах трактора.

Усовершенствованная кабина с аварийно-вентиляционным люком в соответствии с современными тенденциями обеспечения комфортными условиями работы оператора, целью которых является достижение максимальной работоспособности с минимальной усталостью. Посадка оператора - удобная, с обеспечением безопасности за счёт установки Rops/Fops и ремня безопасности, ввода удобно расположенных минимума рычагов управления с сервированием по усилию, содержание вредных веществ в кабине доведено до требуемых ГОСТом норм, обеспечиваемых за счёт установки двигателя и кабины на амортизаторы, её герметичности, ввода вентилятора отопителя, кондиционера, теплошумоизолирующего коврика и панелей интерьера. Все это создает комфортные условия работы оператора.

Тракторы оснащаются двумя типами бульдозерного оборудования: полусферическим отвалом (Е) и прямым (В). Устанавливаются также два типа рыхлителей: трехзубый (Р) и однозубый (Н).

Проведенные лабораторно-полевые испытания партии тракторов Б12 выявили существенную эффективность новых машин на разработке и перемещении различных видов грунта.

Технические характеристики бульдозера Б12

Двигатель ЯМЗ-236Б-4 на Б12
Мощность эксплуатационная 158.1кВт (215 л.с)
Частота вращения коленвала 1800 об/мин
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм
Рабочий объём 11.15л
Масса 980 кг
Пуск Электростартерный
Воздухоочиститель Двухступенчатый с бумажным фильтрующим элементом 238Н-1109080 во второй ступени и предохранительной сеткой


Управление Б12
Механизмы поворота
Постоянно замкнутые бортовые фрикционы и ленточные тормоза с элементами трения высокой износостойкости, сервированные по усилию


Ходовая часть Б12
Тележки гусениц с подшипниковыми опорами под вынесенную ось прокачки и устройством крепления поперечной балки. Семь опорных катков и направляющие колеса на подшипниках скольжения с уплотнениями типа Duo Cone. По два консольных поддерживающих катка с таким же уплотнением
Длина опорной поверхности 2100 мм
Колея 2080 мм
Ширина гусеницы 560 или 690 мм
Давление на грунт (БРА), Мпа:
с полусферическим отвалом 0.070
с прямым отвалом 0.068


Гидросистема Б12
Тип Гидравлическая раздельно-агрегатная
Гидронасос - шестеренного типа НШ-100А-3Л, производительностью 180 л/ при оборотах 1823 об/мин с давлением 20 Мпа


Заправочные объёмы Б12
Охлаждающая жидкость 60 л
Топливный бак 360 л
Картер двигателя 31 л
Трансмиссия 90 л
Бортовой редуктор(каждый) 10 л
Гидробак 90 л

Ряд основных параметров трактора и навесного оборудования представлены на габаритной схеме и в таблице.

Основные параметры трактора Т12 и навесного оборудования
Показатель Бульдозерное оборудование с полусферическим отвалом (Е) Бульдозерное оборудование с прямым отвалом (В)
Ширина отвала А, мм 3730 3860
Высота отвала В, мм 1575 1440
Объем призмы волочения, куб.м. 7,5 5,5
Максимальный подъем D, мм 1220 1220
Максимальное заглубление N, мм 520 520
Максимальный перекос К(К’), мм (град) 648 (10)
Масса бульдозерного оборудования, кг 3570 2850
Трехзубый рыхлитель (Р) Однозубый рыхлитель (Н)
Максимальное заглубление Н, мм 500 650
Максимальный подъем зуба над опорной поверхностью Q, мм 715 780
Количество установок зуба по высоте 2 3
Масса рыхлительного оборудования, кг 2230 1550
Длина трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием, Р, мм 7490 7148
Масса эксплуатационная, кг:
трактора 18960
трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием 24520 23630

габаритные размеры бульдозера Б12

...
...